Психологическое сопровождение

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

«Воспитание детей, - писал польский педагог Януш Корчак, это не милая забава, а занятие, требующее тяжкий переживаний, усилий бессонных ночей и много мыслей».

Главная цель моего выступления – донести до вас уважаемые родители, мысль о том, что «воспитать» означает ничто иное, как верно устроить взаимоотношения с ребенком. Иначе говоря – прожить с детьми время их детства по возможности с пользой для обеих сторон и к обоюдному счастью.

Воспитание – это не что-то отдельное, на что взрослым приходится отводить специальное время и силы. Это сама наша жизнь с ребёнком. Современная наука не придумала ничего нового и необычного. Она советует нам, взрослым, чаще вставать на позицию ребенка, поддерживать и любить его, вселяя уверенность в своих силах и формируя адекватную самооценку. Жизнь, подаренную нами детям, они могут пройти с удовольствием, преисполнившись любви и уважения к себе, а могут и по-другому. Успешность детей во многом зависит от нас, взрослых.

Ведь самое сильное влияние на самооценку оказывает мнение близких значимых людей. Родительская оценка запечатлевается на эмоциональном уровне и в дальнейшем «обрастает» целой системой нерациональных установок, в зависимости от того, как к ребенку относятся взрослые. Способов снизить самооценку в арсенале родителей существует множество. Перво-наперво, это сравнение. Поднимите руку, кто из вас в детстве не слышал от папы или мамы: гляди, а твой одноклассник делает то-то и то-то лучше тебя. Или того хуже: «тебе, сынок, никогда не дотянуться до него». В этом случае ребенок усваивает неверную соревновательную шкалу: никто не ценен сам по себе, всегда один хуже, другой – лучше. Более того, если в данном деле я лучше, то непременно в чем-то окажусь хуже и от этого буду чувствовать себя униженным. А как же? «Лучше» без «хуже» не бывает. Подумайте, по силам ли тогда детям, как великому американскому поэту Уолту Уитмену, сказать:

… Я таков, как есть, и не жалуюсь;
Если этого не знает никто во Вселенной, я доволен,
И если знают все до одного – я доволен.
Та Вселенная, которая знает, для меня она больше всех, и эта Вселенная – Я;
И добьюсь ли я победы сегодня, или через десять тысяч, или десять миллионов тысяч лет,
Я спокойно приму ее сегодня, и так же спокойно я могу подождать.

Представления о себе, как о менее способном, некрасивом, невезучем, создают пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности». Ребенку сложно подвергать сравнению критику родителей. Чем чаще в детстве его излишне критиковали, тем более стойко формируется низкая самооценка, которая влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность, робость, замкнутость. В жизни такие люди чувствуют себя неуверенно, сомневаются и страдают, предъявляя к себе слишком высокие требования. Во избежание таких искажений могут помочь родители маленькому человеку осознать, что он – индивидуальность и достоин любви и приятия просто по факту своего рождения, что таких, как он, - нет, не было и не будет. А ведь дело обстоит именно так! Родился человек – появляется целый мир. Уникальный, образовавшийся благодаря единожды сложившейся мозаике генов, обладающий только ему присущим восприятием вселенной, способный проложить собственный жизненный путь.

Отношение к себе влияет на все направления нашей жизни. Люди, оценивающие себя позитивно, обладают уверенностью и спокойствием, которые отражают их внутреннее удовлетворение. Они участники, инициаторы и движущие силы всего происходящего. И ваши дети вполне могут быть такими. Пока уровень самооценки они не запечатлели в граните, научите их по-настоящему любить и уважать себя. Замечательный психотерапевт Владимир Леви в книге «Искусство быть собой» говорит, что любовь к себе – это первейшая необходимость человека. «Прекраснейшие люди страдают от недовольства собой всех жестче. Но человек, себя не любящий, страшен». Человек, уважающий себя, способен по-настоящему уважать других и нарушать их права. Людям с адекватной самооценкой легко быть оптимистами, они часто добиваются своей цели.

Оглядитесь вокруг. Как мало сейчас спокойных, уверенных в себе людей… Куда чаще встречаются те, кто вечно «зарабатывает очки» в глазах членов семьи, друзей, соседей, сослуживцев, кто самоутверждается на их фоне и впадает в депрессию, если не может поставить себе очередной «плюсик». Согласитесь, такая стезя не для наших детей. Отношение к семье необходимо строить таким образом, чтобы ребенку не приходилось подстегивать себя самоутверждением, скрывать недостатки, бояться насмешек и осуждения. Вот способных научить дитя верить в свои силы, ставить перед собой значительные цели и достигать их путем трудолюбия и настойчивости. Великий итальянский певец Энрике Карузо стал певцом благодаря своей матери, ведь только она верила в талант сына.

И таких примеров в истории немало. Я хочу вам предложить путь, объединяющий мнения многих педагогов и психологов – 10 заповедей для вас, родителей, которые приблизят вас к желаемой цели – воспитанию личности, способной отдавать и получать все лучшее, что создано в обществе.

Заповедь первая. Никогда не занимайся в плохом настроении

Основой основ эффективного стиля обучения в семье является положительная эмоциональная установка. Воспитание детей – одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие.

Заповедь вторая. Ясно определите, то вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свой путь. И они необязательно хотят того же, что и вы.

Заповедь третья. Предоставьте самостоятельность.

Не подменяйте воспитание опекой.

Заповедь четвёртая. Лучше всего не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребёнком его правильные и ложные пути к цели.

При этом очень важны эмоциональное стимулирование, немедленная реакция на каждое достижение ребёнка. И здесь…

Заповедь пятая. Не пропустите момент, когда достигнут первый успех.

Никогда не ждите особого случая – хвалите ребёнка за каждый удачный шаг. Этим вы эмоционально поддержите его. Ребёнок чувствует, что его достижения не остались незамеченными. Причём хвалите не вообще – а конкретно. Не «ты молодец», а «ты молодец, потому что…», и обязательно дайте почувствовать своё настроение – в данном случае с вою радость по поводу его успеха. Если ребёнок делает какое-то неровное движение, совершает ошибку, то необходимо…

Заповедь шестая. Своевременно сделать замечание, оценить поступок сразу и сделать паузу – дать осознать услышанное.

Любое замечание надо делать сразу после ошибки. При этом запомните…

Заповедь седьмая. Главное – оценить поступок, а не личность.

К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьёзная родительская ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чём состоит ошибка, почему ребёнок поступил неправильно. Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребёнка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д. Из строгого, даже жесткого, но спокойного и справедливого анализа поступка рождается вера в свои силы, в справедливость родителя, в его последовательность. Для того чтобы указать ребёнку на ошибку, не нужно вспоминать всю свою жизнь и все свои истории, которые вам представляются подходящими к моменту. Чем короче замечание – тем лучше. После замечания обязательно…

Заповедь восьмая. Прикоснитесь к ребёнку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибке, верите в него, несмотря на оплошность

Заповедь девятая. Воспитание должно быть поэтапным.

Если вы приведёте высокого, прыгучего, честолюбивого молодого человека в сектор прыжков в высоту, укажите ему отметку мирового рекорда и скажите «Прыгай!», то ничего путного не добьётесь. Планку надо поднимать постепенно. Так же постепенно, двигаясь от первой высоты к следующей, штурмует планки человеческого роста ребёнок. Задача воспитателя – своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей.

Заповедь десятая. Родитель должен быть строгим, но добрым.

И в этом суть воспитания. Важно помнить, что из любого «гадкого утенка» может вырасти прекрасный лебедь. Главное помочь ему в этом.                

            Педагог-психолог  МОУ СОШ № 2 г. Тихорецка С.И. Самко

Скачать

 

 

Hosted by uCoz